Режиссёр данного фильма – Эмиль Лотяну, – давно мечтал снять картину о жизни цыган, показать её без прикрас и фальши. Он сам написал сценарий, опираясь на рассказы Горького, и приступил к работе.
Дело предстояло непростое. На выходе Эмиль хотел видеть фильм, который будет принят как цыганами, так и всеми остальными зрителями: максимально близкий к реальности, но в то же время понятный простым обывателям. Задумка была хорошей, но не было до конца понятно, как лучше всего её реализовать. Картина снималась к Москве, техническое оснащение в распоряжении режиссёра было самым лучшим.
Фильм полон красивых пейзажей – в основном, они снимались в Прикарпатье. Качество оборудования позволило передать весь колорит этих мест так, чтобы зрители наблюдали за экраном как заворожённые.
Эмиль хотел, чтобы в фильме участвовали реальные цыгане: он был уверен, что талантливые актёры среди них обязательно найдутся, нужно лишь поискать как следует. Это должно было придать картине нужный реализм. Режиссёр долго смотрел на разные цыганские коллективы. В конечном итоге ему удалось подобрать целых два состава актёров. Это можно было считать успехом.
Цыгане сами приходили на пробы, они узнавали о них друг от друга. Эмилю не пришлось никого разыскивать.
Главной героиней картины должна была стать молодая цыганка – такой был замысел у режиссёра. Он выбрал несколько девушек, которые идеально подходили на эту роль. Но все они отказались, когда прочитали сценарий. Это неприятно удивило всю съёмочную группу.
Но девушки не молчали, они подробно пояснили причины своего отказа. Оказалось, что Рада – главная героиня фильма, – ведёт себя неподобающе, настоящие незамужние цыганки никогда бы не стали так поступать. Если какая-нибудь цыганка сыграет такую фривольную роль, то её потом могут не взять замуж. У цыган строгие порядки, они не могут соглашаться на какое угодно поведение. Даже если речь идёт о роли в фильме. Они могут играть только себя, это видно по их выступлениям на публике. А это значит, что поведение Рады автоматически припишут сыгравшей её девушке.
Режиссёр не знал, что ему делать. Он не мог изменить характер главной героини, ведь весь сюжет фильма строился вокруг него. Сценарий бы рассыпался, будто карточный домик. Эмиль проконсультировался с другими цыганами, и те подтвердили: ни одна женщина из их народа не будет играть Раду, несмотря на то, что в целом фильм должен получится хорошим, у цыган нет к нему никаких претензий.
Эмиль обратился к знакомой актрисе из Молдавии по имени Светлана Тома, с которой когда-то работал раньше. На пробах она показала себя блестяще: если не знать, что эта женщина не цыганка, то никогда и не скажешь, настолько она похожа на представительницу этого народа. Режиссёр мог только радоваться тому, что нашёлся такой удачный вариант после столь многочисленных отказов.
Картина стала очень известной как в Советском союзе, так и за границей. Она полюбилась многим людям, получила ряд наград по всему миру. Светлану признали советской актрисой года, что было огромной честью в то время.
Фильм оказался таким успешным в основном благодаря прекрасной актёрской игре главной героини. Если бы на эту роль согласилась цыганка, может она не смогла бы исполнить свои задачи так блестяще. Ведь для этого мало одной лишь внешности, нужен ещё и талант.
Можно сказать, что в итоге всё сложилось наилучшим образом.